Проблемы в организации закупок охранных услуг обсудили члены комитета ТПП СК по предпринимательской деятельности в сфере безопасности

9 ноября в Ставрополе члены комитета Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» (ТПП СК) по предпринимательской деятельности в сфере безопасности (Комитет) провели заседание, в ходе которого обсудили порядок определения вида закупки и обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и меры, ограничивающие доступ недобросовестных подрядчиков в аукционах по госзакупкам охранных услуг.

9 ноября в Ставрополе члены комитета Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» (ТПП СК) по предпринимательской деятельности в сфере безопасности (Комитет) провели заседание, в ходе которого обсудили порядок определения вида закупки и обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и меры, ограничивающие доступ недобросовестных подрядчиков в аукционах по госзакупкам охранных услуг.

В заседании комитета приняли участие руководители региональных отраслевых объединений работодателей в сфере охраны и безопасности федерального координационного центра руководителей охранных структур Ставропольского края и Кабардино-Балкарии, директора частных охранных предприятий, представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, прокуратуры, Общественной палаты и профсоюзов Ставропольского края.

Модератором заседания выступила вице-президент ТПП СК Любовь Валовая.

С докладом «О проблемах в области государственных закупок охранных услуг, в том числе объектов, подлежащих обязательной антитеррористической защите» выступили председатель Комитета, директор ООО ЧОП «РуссИнкасОхрана» Анатолий Сапичев и генеральный директор ООО АО «Вепрь» Юрий Романенко.

Одной из основных проблем в данной сфере, по мнению Анатолия Сапичева, является заниженная начальная максимальная цена при осуществлении госзакупок. Кроме того, при формировании бюджета и выделении лимитов для бюджетных организаций на закупку охранных услуг не принимается в расчет 45 Приказ Росгвардии, в котором учтены расходы на выполнение требований, предъявляемых к охранным организациям при осуществлении их деятельности.

- На этапе планирования закупок и утверждения бюджетных обязательств закладывается цена, которая изначально не позволяет выплачивать зарплаты сотрудникам даже на уровне МРОТ. Кроме того, проведение закупок в виде аукционов, электронных магазинов или с единственным поставщиком не позволяет в полной мере выбрать квалифицированные предприятия для охраны социально значимых объектов, так как основным критерием является цена, а не качество услуг и квалификационные требования, - заявил Анатолий Сапичев.

Таким образом, при проведении конкурсных процедур создается ситуация, в которой охранное предприятие, вынуждено нарушать нормы трудового, профильного или налогового законодательства. В итоге аукционы выигрывают недобросовестные компании, которые априори не могут обеспечить качественное выполнение услуг.

- Декларируемая при этом заказчиками экономия бюджетных средств является мнимой, так как приводит к «серым схемам» выплаты заработной платы, недополучению установленных налогов и сборов, в размерах, значительно превышающих «сэкономленные» таким образом средства, - подчеркнул спикер.

В качестве примера была приведена компания из Красноярского края, которая, демпингуя на торгах, выиграла несколько десятков контрактов на охрану государственных и муниципальных социальных объектов в городах КМВ.

По мнению членов Комитета, одним из выходов из сложившейся ситуации, может стать проведения госзакупок охранных услуг не в форме аукционов, а в форме открытого электронного конкурса. В этом случае, есть возможность заранее понять, обладают ли охранные предприятия достаточными квалификациями и компетенциями.

Участники заседания также обсудили с представителями прокуратуры и Госинспекции труда в Ставропольском крае возможные меры, направленные на пресечение принятия заниженных цен тарифов, демпинга цен со стороны компаний и ограничение деятельности недобросовестных охранных предприятий.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Ярослава Тимченко и начальник отдела административной практики и правового обеспечения Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Илона Смулько поделились наработками по предотвращению нарушения законодательства в деятельности частных охранных предприятий. Проведение контролирующих и надзорных мероприятий в отношении фирм-однодневок осложняется действующим в настоящее время мораторием на плановые проверки. Однако, необходимость обеспечения мер антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей, ставит перед органами власти задачи по выработки действенных механизмов.

Член Общественной палаты Ставропольского края Сергей Владимиров предложил участникам заседания выработать четкий алгоритм действий с привлечением юристов, представителей экспертного сообщества и профильных организаций.

Также в процессе заседания Комитета было принято решение об организации личной встречи актива Комитета с Председателем комитета по государственным закупкам Ставропольского края и руководителем аппарата Антитеррористической комиссии региона.

В ходе заседания члены Комитета приняли решение о подготовке ряда рекомендации, которые будут внесены в проект Решения Комитета. Итоговый документ планируется направить в адрес руководства края, региональных профильных министерств и ведомств и в ТПП РФ.

Напомним, с 15 февраля 2023 года введен в действие ГОСТ Р 70619-2022 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан. Общие требования». Комитет ТПП СК по предпринимательской деятельности в сфере безопасности создан также в феврале 2023 года. В настоящее время, при ТПП СК действуют 19 отраслевых комитетов.

Печать