Президент Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» (ТПП СК) Борис Оболенец обратил внимание парламентариев и чиновников на положении дел в дуальном образовании региона.
Накануне, 17 марта, в Думе Ставропольского края состоялся круглый стол на тему «О взаимодействии системы среднего профессионального образования и бизнеса в сфере подготовки и закрепления кадров».
Организатором мероприятия стал комитет по образованию, культуре, науке, молодёжной политике, средствам массовой информации и физической культуре (Комитет) краевого парламента.
Обсудить тему собрались члены Комитета, представители органов исполнительной власти,образовательных организаций, Регионального Союза работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» и ТПП СК.
Модерировал круглый стол заместитель председателя Комитета Егор Басович.
Открывая мероприятие, спикер отметил, что одна из основных проблем в этой сфере – разрыв между ожиданием работодателей и знаниями, умениями и навыками, которыми обладают выпускники профессиональных учебных заведений.
– В современном мире система профобразования не может быть закрытой и развиваться отдельно от потребностей рынка и работодателей. Также необходимо выстраивать взаимодействие высшего и профессионального образования. Это требование времени, – считает Егор Басович.
«По прогнозам до 2028 года потребность в квалифицированных кадрах в регионе составит более 101 тысячи человек. Участники круглого стола отмечали, что последние годы наблюдается крен в сторону выбора выпускниками школ гуманитарных профессий. В то же время, как показывает мониторинг потребности в кадрах, в текущем году требуются специалисты в сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранении, торговле, предприятиях общественного питания, пищевой и швейной промышленности, сферах гостеприимства и обслуживания автотранспортных средств», - комментирует итоги круглого стола официальный сайт Думы СК.
Обращаясь к коллегам, руководитель территориальной палаты Ставрополья Борис Оболенец обратил внимание собравшихся на ряд проблем, снижающих эффективность системы среднего профессионального образования края.
Среди основных из них: высокий уровень недоверия со стороны работодателей к качеству подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена; несоответствие структуры и объема подготовки кадров по профессиям, специальностям среднего профессионального образования потребностям регионального рынка труда, в том числе кадровым потребностям инвестиционных проектов; значительная доля выпускников профессиональных образовательных организаций не трудоустраивается в соответствии с полученной квалификацией; наметилось существенное отставание краевой системы среднего профессионального образования по ключевым показателям деятельности от среднероссийских показателей.
Озвученные выводы Борис Оболенец подкрепил аналитическими данными, и наглядными слайдами. За основу были взяты результаты участия ТПП СК в минувшем году оценки предпринимателями региона текущей ситуации, нужд и потребностей экономики в рабочих кадрах и специалистах в рамках специального проекта ТПП РФ «РАБОЧИЕ КАДРЫ ДЛЯ МСП». В опросе приняло участие почти 20 тысяч представителей малого и среднего предпринимательства.
Так, например, только 13 % работодателей за поиском специалистов обращаются в колледжи, техникумы, что говорит о недостаточном взаимодействии бизнеса и образовательных организаций.
Вывод о существенном отставании краевой системы среднего профессионального образования по ключевым показателям деятельности от среднероссийских показателей Борис Оболенец основывает на публичных материалах Российского технологического университета по результатам проведения ежегодного мониторинга качества подготовки кадров.
- Существует дефицит как неквалифицированных рабочих, так и рабочих высокого и среднего уровня квалификации, - подчеркнул Борис Оболенец.
Согласно прогнозу потребности работодателей Ставропольского края в кадрах на 2021-2028 годы, составленному Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, наибольшую потребность в кадрах испытывают расположенные на территории края организации здравоохранения и образования, сельского хозяйства, обрабатывающих производств, организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды, организации оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, строительства, жкх. Прогнозируется увеличение потребности в кадрах в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, гостиничной деятельности и общественном питании и снижение потребности в специалистах в области финансов.
На краевом уровне не выстроена должным образом работа образовательных организаций по взаимодействию с работодателями, - сделал вывод Борис Оболенец.
По мнению руководителя бизнес-объединения, в крае хромает инфраструктура и финансовое обеспечение образовательных организаций. Как результат - ни одна образовательная организация Ставропольского края не вошла в перечень топ-100 лучших образовательных организаций среднего профессионального образования Российской Федерации, реализующих проекты и мероприятия движения Ворлдскиллс.
- Вместе с тем, в Ставропольском крае есть такие достойные учреждения, как Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления, Невинномысский химико-технологический колледж и другие, - сообщил Борис Оболенец.
Предложения работодателей к государству по изменению ситуации президент ТПП СК сформулировал так:
- необходимо в целом и в разрезе отраслей повышать статус рабочих специальностей;
- субсидировать расходы бизнеса на организацию и проведение стажировок/производственной практики;
- приблизить уровень и качество системы подготовки/переподготовки кадров к требованиям рынка;
- запустить систему краткосрочных курсов повышения квалификации/подготовки/переподготовки кадров по востребованным бизнесом специальностям;
- модернизировать материально-техническую и производственную базу образовательных организаций.
Участники круглого стола обсудили возможности реализации в крае федерального пилотного проекта «Профессионалитет». Планируется внедрение новых образовательных программ и оптимизация сроков обучения.
Кроме того, актуальным остаётся вопрос вовлечения в обучающий процесс малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые не могут брать на практику студентов. Решением может стать внесение соответствующих изменений в закон «Об образовании».
Следует отметить, что в системе ТПП России накоплен значительный опыт в развитии дуального образования, расширении практики взаимодействия работодателей и образовательных организаций, системы независимой оценки качества профессионального образования, проектировании и согласовании образовательных программ.