В последнюю осеннюю пятницу Союз «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» (ТПП СК) предлагает продолжить самообразовываться через традиционную рубрику «Спрашивали? Отвечаем!».
Заместитель руководителяЮридической компании «Разумов и Партнеры»Сергей Кущеев делиться экспертной информацией, подготовленной по просьбе членов ТПП СК. Начало темы ЗДЕСЬ.
Какая реклама в Интернете подлежит регистрации?
Какой нормой установлена обязательная регистрация (учет) рекламы, размещаемой в Интернете?
С 01.09.2022 г. введено требование об обязательном учете рекламы в сети Интернет (ч. 1 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Состав информации, подлежащей учету в качестве рекламы в Интернете, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 г. № 1362-р.
Учету подлежит вся реклама, за исключением:
- рекламы собственных товаров, распространяемая в виде рассылок по электронной почте конкретному перечню клиентов (ВАЖНО – такая рассылка не будет признаваться рекламой, если она осуществлена любым лицом, входящим с производителем в одно группу лиц);
- рекламы в теле- и радиопередачах, которые в неизменном виде дублируются в сети Интернет.
Что значит реклама и креативы?
Как представляется, реклама – это понятие юридическое.
Креатив же – это не урегулированное законом понятие, под которым на практике понимается конкретный объект, посредством которого распространяется реклама (конкретный видеоролик, банер и т.п.).
Учету подлежит каждый креатив, подлежащий распространению в сети Интернет в любом формате.
На это, в частности, указано в п. 8, 105 Справочника АРИР.
Примечание: Ассоциацией Развития Интерактивной Рекламы (АРИР) разработаны Руководство и Справочник, которыми можно руководствоваться для соблюдения новых требований ст. 18.1 Закона о рекламе:
- Руководство АРИР – https://interactivead.ru/products/arir-i-akar-razyasnili-kak-biznesu-podgotovitsya-k-trebovaniyam-o-...
- Справочник АРИР – https://adpass.ru/spravochnik-po-sisteme-ucheta-internet-reklamy/
Кто обязан отчитываться о рекламе, размещаемой в Интернете?
Постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 г. № 948 утверждены Критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, к лицам, обязанным отчитываться о рекламе в Интернете.
Согласно установленным критериям отчитываться о рекламе в Интернете обязаны:
1) все рекламодатели, за исключением:
- владельцев исключительных прав на объект рекламирования;
- рекламодателей, отчеты за которых сдают в Роскомнадзор рекламораспространители – при наличии такой оговорки в договоре между рекламодателем и рекламораспространителем;
2) все рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые организуют распространение в Интернете рекламы любых рекламодателей, в том числе рекламы в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;
3) все рекламораспространители, являющиеся владельцами социальных сетей, новостных агрегаторов, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторов поисковых систем.
При этом зарегистрировать креатив может любой участник цепочки. НПА это не регламентируют. Удобнее всего это сделать оператору рекламной системы или рекламораспространителю (п. 1.4 Справочника АРИР).
Какие государственные органы осуществляют учет рекламы в Интернете и контроль, связанный с распространением этой рекламы?
Органом, который осуществляет учет, хранение и обработку информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, в том числе сведений о рекламодателях и рекламораспространителях такой рекламы, операторах рекламных систем, является Роскомнадзор (ч. 1 ст. 18.1 Закона о рекламе).
При этом Роскомназор в процессе учета рекламы осуществляет взаимодействие со следующими органами:
• с антимонопольным органом – по вопросам отнесения к рекламе информации, распространенной в Интернете (ч. 12 ст. 18.1 Закона о рекламе). Кроме того, данному органу предоставляется доступ к информации об Интернет-рекламе (ч. 15 ст. 18.1 Закона о рекламе).
В этой связи антимонопольный орган вправе воспользоваться предоставленной ему со стороны Роскомнадзора информацией для принятия следующих мер:
- возбуждает дела о нарушения законодательства о рекламе, выносит по результатам их рассмотрения решения о признании рекламы ненадлежащей и выдает предписания об устранении нарушений (ст. 36 Закона о рекламе);
- составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях по ст. 14.3 КоАП РФ;
• с налоговым органом – данному органу предоставляется доступ к информации об Интернет-рекламе (ч. 15 ст. 18.1 Закона о рекламе). Учитывая, что в Роскомнадзор подаются сведения, в том числе о стоимости рекламы и доходах рекламораспространителя, данные сведения могут быть использованы налоговым органом для проверки достоверности исчисления и уплаты налогов.
Кто такой «оператор рекламных данных» (ОРД)? Где найти сведения о том, кто является ОРД?
Оператор рекламных данных (ОРД) – это владелец программ для ЭВМ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в сети «Интернет», уполномоченный Роскомнадзором осуществлять учет такой рекламы и предоставлять информацию о ней в сам Роскомнадзор (ч. 5 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Реестр ОРД размещен на сайте Роскомнадзора – https://rkn.gov.ru/register-ord/register/
Именно через ОРД, а не напрямую в Роскомнадзор, рекламодатели, рекламораспространители и иные лица подают сведения для целей учета рекламы. После получения этих сведений ОРД самостоятельно передает их в Роскомнадзор (ч. 5, 8 ст. 18.1 Закона о рекламе).
В следующую пятницу эксперт пояснит читателям сайта где и как осуществляется регистрацией Интернет-рекламы?
Напомним, живую дискуссию вызвала ВКС, организованная ТПП РФ с приглашением экспертного сообщества. Наиболее интересные эпизоды мероприятия рекомендуем к просмотру ЗДЕСЬ.